Абонентская база платного ТВ в России стала меньше
06.05.2025
В 2024 году на российском рынке платного ТВ продолжился отток, начавшийся годом ранее. Абонентская база сократилась на 0,06 %, удержавшись, тем не менее, на уровне 46,5 млн рублей. Об этом говорится в отчёте «ТМТ Консалтинг».
По словам аналитиков, основной причиной оттока стал рост конкуренции со стороны OTT-видеосервисов, вызванный распространением онлайн-кинотеатров и расширением парка смарт-телевизоров. Проникновение услуги сохранилось на уровне 70 %. Объем рынка, напротив, вернулся к положительной динамике, достигнув 107,9 млрд рублей (рост на 1,5 %). Основной причиной роста стало массовое повышение тарифов осенью 2024 года после почти двухлетнего удерживания цен на прежнем уровне и многочисленных акций, проводимых в первую очередь спутниковыми операторами с целью снижения оттока пользователей в период вынужденных перебоев с трансляцией. Средний счёт на абонента (ARPU) по итогам года вырос на 3 рубля со 191 до 194 рублей.
По-прежнему единственной растущей технологией остаётся IPTV, развитие которой происходит благодаря продолжающемуся строительству оптоволоконных сетей и распространению пакетных тарифных планов с ШПД и мобильной связью. По оценкам «ТМТ Консалтинг», прирост числа IPTV-пользователей в 2024 году составил около 450 тысяч — он произошёл почти исключительно за счёт крупнейших ШПД-провайдеров: «Ростелекома» и МТС. В сегменте спутникового ТВ уже третий год отмечается отрицательная динамика абонентской базы. Суммарное число подписчиков по итогам года, по оценке «ТМТ Консалтинг», сократилось на 40 тыс. — это меньше, чем было в 2022 и 2023 годы, когда спутниковая отрасль столкнулась с проблемами, вызванными геополитическими причинами. В кабельном ТВ абонентская база сократилась на 275 тыс. — снижение оказалось на 25 тысяч больше, чем в 2023 году.
Отток в кабельном ТВ начался в 2015 году, с тех пор доля некогда крупнейшей технологии неуклонно сокращалась, и в 2024 году произошло знаковое событие: в структуре рынка доля IPTV (41 %) превысила долю КТВ (40 %) — телевещание по сети интернет стало крупнейшим по выручке сегментом рынка. В то же время по размеру абонбазы кабельное ТВ к концу 2024 года сохраняло незначительное превосходство над спутниковым ТВ — разрыв по числу абонентов составлял всего лишь около 250 тысяч абонентов. Можно ожидать, что уже в первой половине 2025 года в результате более высокого оттока в кабельном ТВ число абонентов спутниковых операторов превысит число подписчиков КТВ. Наличие двух лидирующих технологий: спутниковой по размеру абонбазы и IPTV по выручке сохранится в течение нескольких лет. Кабельное ТВ по обоим показателям будет занимать промежуточное второе место.
Расстановка сил на рынке платного ТВ по итогам 2024 года не изменилась. Лидером по абсолютному приросту абонентской базы в этом году стал «Ростелеком», подключивший наибольшее за последние четыре года число абонентов IPTV. Немногим менее впечатляющих показателей достигла компания МТС. Оператор продемонстрировал самые высокие темпы роста несмотря на продолжающееся сокращение спутникового сегмента: увеличение числа абонентов произошло за счёт развития IPTV. «ЭР-Телеком», консолидировавший в 2023 году московского оператора «Акадо», получил от него в наследство сокращающуюся базу «Антенны АКАДО» — городской сети в ЮВАО Москвы. Небольшое снижение абонентской базы происходило и в регионах. «Триколору», единственному из всех спутниковых операторов, удалось избежать оттока.
По итогам года сократилась рыночная доля «ЭР-Телекома» и выросла доля «Ростелекома». Доля «Триколора» сократилась в структуре выручки и выросла в структуре абонентской базы. Изменения в позиции остальных операторов из ТОП-5 составили десятые доли процентов. Суммарное число пользователей ТОП-5 в 2024 году выросло на 380 тыс.
В Москве в 2024 году впервые за последние 6 лет был отмечен рост — число абонентов увеличилось до 5,61 млн. Практически весь прирост произошёл за счёт МТС: компания за год увеличила число пользователей в Москве на 11 % за счёт выхода в новостройки. У других крупнейших игроков — операторов «Ростелеком» и «ЭР-Телеком» (ТМ «Акадо») — абонентская база сокращается в первую очередь за счёт услуги «Антенна»: при высоком уровне проникновения фиксированного интернета и смарт-TV потребность в кабельном ТВ снижается — услуга замещается IPTV и OTT-телевидением.
По прогнозам «ТМТ Консалтинг», в ближайшие годы отток будет продолжаться, скорость снижения абонентской базы составит 0,2-0,3 % в год. К концу 2025 года число пользователей снизится до 46,4 млн. Основной причиной оттока будет переход пользователей на ОТТ-видеосервисы. В то же время резкому сокращению числа подписчиков будут препятствовать практика включения операторами услуги платного ТВ в пакеты с «базовыми» услугами связи (интернет-доступ, мобильная связь). В результате повсеместного повышения тарифов в 4 квартале 2024 года – 2 квартале 2025 года объем рынка платного ТВ по итогам 2025 года вырастет не менее чем на 3 % и превысит 111 млрд рублей. В дельнейшем в результате ускорения оттока темпы роста рынка будут постепенно понижаться, среднегодовые показатели в ближайшие 5 лет составят около 2 %.
Источник: Телеспутник
Назад в раздел "Новости отрасли"